Дорожные бордюры отделяют проезжую часть от тротуара. Но сегодня их используют не только в дорожном строительстве. Все чаще с их помощью организовывают внутридворовые проезды, дорожки и детские площадки, а в ландшафтном дизайне выделяют зоны. Объясняется это многими факторами:
- такие бордюры для нужд дорожного строительства массово выпускаются на заводах, что положительно сказывается на их стоимости;
- изначально их делают с помощью вибропрессования, то есть они предназначены для эксплуатации в более суровых условиях, поэтому во дворе или на частном участке они могут стоять очень долго, не требуя замены;
- работы по установке готового и стандартного бордюрного камня не занимают много времени и не требуют специальной квалификации.
Подготовка
Работы начинаются с разметки. Для этого используются колышки и толстая, хорошо видимая веревка. К этому времени все земельные работы обычно уже завершены. Если нет, рекомендуется максимально выровнять участок, на котором необходимо установить бордюр. На этом подготовка поверхности закончена. Следующий этап подготовительных работ – это копка траншеи. Для установки дорожного камня обычно применяется ширина примерно 30–40 см. Глубина равна высоте камня.
Для дальнейших работ ее дно требуется плотно утрамбовать. Сделать это можно даже с помощью обычного бревна. Затем в траншею засыпают щебень. Используется камень одной из мелких фракций. Он тоже очень плотно трамбуется, желательно пройтись несколько раз. Таким же образом трамбуется и следующий слой, на этот раз – песочный. Песок можно немного смачивать. Процесс напоминает формирование подушки при цементировании фундамента. Толщина такой подушки – примерно 20 % от глубины траншеи. Все эти слои очень важно распределить равномерно по всей длине траншеи. Это имеет большое значение для дальнейшей установки.
Установка бордюра
После того как траншея полностью готова, переходят непосредственно к установке. Для этого бордюр необходимо предварительно примерить. Его устанавливают аккуратно, чтобы не срыть слой песка. С помощью колышков и веревки все камни необходимо установить примерно на одном уровне. Небольшие перекосы можно игнорировать. Если перекос окажется слишком большим, подсыпают немного песка, утрамбовав его. Затем бордюры достают и кладут рядом в том же порядке, как и примеряли.
Полученный бетонный раствор засыпается в траншею примерно на треть от ее первоначальной глубины. После этого дорожный бордюр устанавливается снова. В этот раз происходит точное выравнивание камня с помощью веревки и линейки-уровня. Пока бетон еще не застыл, камни немного «плывут», поэтому подогнать их можно обычной резиновой киянкой – молотком, который используется для укладки кирпича и тротуарной плитки.
Камни ставят плотно, чтобы уменьшить щели. Иногда их все же промазывают раствором, чтобы увеличить общую прочность. Остальное пространство между бордюром и землей траншеи тоже заполняется раствором. Если щели все же остались, туда засыпают сухую смесь цемента и песка в пропорции один к двум и заливают водой. Теперь остается только огородить участок работ, чтобы камни никто не сдвинул. Застывать раствор будет еще несколько дней.