Вибрирование бетона – как и для чего?

Любое строительство связано с различными работами с бетоном. А качество смеси и плотность – с долговечностью конструкций и целостностью строений. Плохо уплотненный бетон с пузырьками воздуха может быстро разрушиться и потерять свои важные скрепляющие свойства. Пустоты в толщине фундамента подвержены влиянию влаги и могут со временем потерять структуру, дав трещину или частично разрушившись.

Прочность будущей конструкции из бетона напрямую зависит не только от состава, но и от четкого следования технологии укладки. Используя специальное строительное оборудование, можно легко достичь необходимой плотности и убрать ненужные пузырьки воздуха из бетонной массы.

Специальное вибрационное оборудование различается по виду устройства и способу вибрации.

  1. Поверхностная вибрация способна влиять на небольшие слои бетона – до 30 см. Она, как правило, применяется для заливки монолитных плит. На глубоких объемах такой вид вибрации не используется, т.к. он имеет локальное воздействие на небольшие участки бетонной массы.
Вибрирование бетона – как и для чего?
  1. Наружная вибрация способна уплотнить структуру всего объема бетона, а также негативно повлиять на опалубку, огораживающую конструкцию. Поэтому перед применением такого вида вибрационной установки следует установить более высокие требования к защитной конструкции, ведь она может легко разрушиться.
  2. Глубинная вибрация справляется с любым объемом бетона и равномерно воздействует как на поверхность, так и глубину массы. С помощью такого оборудования вибрация от опущенного наконечника проникает в самые различные конструкции и уплотняет бетон даже в углах. Объем обработанной бетонной массы зависит от мощности вибратора и его размеров.
Важно знать, что для получения качественного бетона необходимо проводить тщательное вибрирование состава:
  1. Чтобы убрать пористость массы и выгнать весь воздух в структуре;
  2. Чтобы повысить текучесть бетона для более тщательной наполняемости объема.

 

Существует три вида уплотнения бетона:

  • вибрирование;
  • трамбование;
  • штыкование.

Вибрирование при помощи электрического вибратора наиболее качественно уплотняет даже огромную массу и используется для пластинчатого вида бетона. Трамбование используют для тяжелого бетона с использованием машинных или ручных трамбовочных средств. В этом случае уплотнение производится постепенно и по слоям, при этом толщина обработанной массы не должна превышать 15 см.

Ручной метод штыкования использует в своей работе отрезок трубы или арматуры, весом от 2 до 4 кг. Закругленный конец железного прута опускается в бетонную массу и толчковыми движениями прокалывает бетон, каждые 10 см2. Штыкование проводится четко по спирали от краев опалубки к середине конструкции.

Технология уплотнения бетона при помощи вибрирования

От мощности вибрационного оборудования напрямую зависит радиус воздействия уплотнения. Разделив объем на визуальные участки, вибрирование следует проводить четко по выстроенной последовательности и с учетом зафиксированного времени. Каждый участок важно перекрыть другим на 15 см, не оставляя пустых мест без обработки. Время работы вибратора будет зависеть от консистенции бетонной массы; чем гуще смесь, тем дольше необходимо на нее воздействовать вибрирующим инструментом. Как правило, на один участок массы уходит от 20 до 50 секунд работы вибратором.

При недостаточном уплотнении оставшиеся пузырьки значительно снизят прочность цемента и ускорят разрушение всей конструкции. Но излишняя усердность также приведет в потере функциональности и расслоению бетонной массы. Тяжелые частички цемента осядут на дно, и вся жидкость поднимется вверх.

Признаки, по которым можно определить готовность бетона после уплотнения:

  1. бетон перестал проявлять усадку;
  2. на поверхности исчезли пузырьки;
  3. на поверхности начало выступать цементное молочко (вода).
Важно вовремя прекратить усадку, иначе излишняя усердность может испортить всю цементную массу.

 

Уплотнение бетонной массы происходит только после заполнения всей конструкции, но не в процессе заливки, чтобы не повредить каркас опалубки сильной вибрацией.