Материалы для строительства временных дорог: вторичный щебень и его альтернативы

Необходимость в прокладке временной дороги может возникнуть при самых разных обстоятельствах. Тянуть капитальные дороги к строительным объектам на труднодоступных территориях, лесозаготовкам, местам добычи и разведки полезных ископаемых зачастую просто нерентабельно. В таких случаях вместо полноценного асфальтового полотна часто строится временная дорога из щебня, асфальтовой крошки или бетонных плит.

Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. В отношении российских дорог, к сожалению, данное утверждение особенно справедливо. Впрочем, даже если ваша временная дорога действительно строится на короткий срок, подходить к процессу нужно с полной ответственностью. В частности, выбрать подходящий материал. Рассмотрим наиболее популярные варианты.

Бетонные плиты

Наиболее кардинальное решение вопроса с временной дорогой – укладка бетонных плит. По сути, при грамотном выполнении работ такая дорога почти не отличается по своим качествам от капитальной дороги.

Но есть две проблемы: трудоемкость установки массивных плит и, конечно, высокая цена. Квадратный метр дорожного полотна из бетонных плит обойдется примерно в 5 раз дороже квадратного метра дороги из вторичного щебня.

Укладка дороги из бетонных плит
Бетонные плиты – это фундаментально, но дорого

Если дорога строится на короткий срок, переплачивать в разы не имеет никакого смысла. Гораздо разумнее отдать предпочтение более дешевым материалам, таким как асфальтовая крошка и вторичный щебень.

Асфальтовая крошка

Популярная альтернатива вторичному щебню – асфальтовая крошка, получаемая путем переработки снятого асфальта. Благодаря содержанию битума этот материал обладает высокими сцепными свойствами, что позитивно отражается на сроке службы временной дороги.

Дорога из асфальтовой крошки
Дороги из асфальтовой крошки обеспечивают повышенный комфорт для пешеходов и велосипедистов

Вторичный щебень

Так как вторичный щебень является самым распространенным и наиболее выгодным материалом для строительства вторичных дорог, рассмотрим его подробнее.

Он представляет собой переработанный строительный мусор, получаемый при демонтаже бетонных конструкций. Однако, несмотря на происхождение, вторичный щебень по своим качествам почти не уступает обычному щебню. Он активно применяется при закладке фундаментов, укреплении склонов и оборудовании временных дорог.

Вторичный щебень
Дробленый бетон, как правило, очищается от стекла, металла и других ненужных остатков демонтированных конструкций

Строительство надежной временной дороги с покрытием из бетонного щебня происходит примерно по следующей схеме:

  • снимается верхний слой почвы, создается дорожное корыто;
  • производится отсыпка крупным щебнем нижнего слоя дороги;
  • осуществляется утрамбовка основания для увеличения прочности и получения максимально ровного полотна;
  • насыпается верхний слой щебня более мелкой фракции;
  • производится окончательная утрамбовка катком и дорога вводится в эксплуатацию.

Разумеется, если нагрузка на дорогу будет минимальной, процесс ее строительства может быть значительно упрощен.

Стоит отметить один важный момент. Основные характеристики щебня для временных дорог (прочность, лещадность, влагонепроницаемость, морозостойкость) оцениваются конкретно для каждой отдельно взятой партии.

В среднем дробленый бетон по своим качествам не уступает известняковому щебню. Он также эффективно противостоит воздействию высоких и низких температур, весьма износоустойчив, не боится влаги.

Выбор фракции вторичного щебня

Если дорога оборудуется для передвижения тяжелой крупногабаритной техники (краны, буровые установки и тому подобное), рекомендуется использовать щебень крупной фракции – от 40 до 70 мм. Если дорога предназначается для легковых автомобилей, обычно берется фракция поменьше – от 20 до 40 мм. Для отсыпки небольших тропинок где-нибудь на даче идеально подойдет фракция 5–10 мм.

Теоретически дорожки на дачном участке можно отсыпать и крупным щебнем, хотя ходить по нему будет не так удобно. А вот использовать щебень мелкой фракции при оборудовании дороги для тяжелой техники однозначно не стоит: на такой дороге почти сразу появятся глубокие колеи, а спустя небольшое время она просто придет в негодность.

Цена вопроса

Вторичный щебень обойдется примерно в 1,5 раза дешевле своего известнякового аналога. Неудивительно, что щебень из дробленого бетона пользуется стабильным спросом у представителей самых разных отраслей.

С чисто эстетической точки зрения дорога из вторичного щебня, конечно, не сравнится с новенькой дорогой из щебня известнякового. Однако спустя короткое время внешняя разница нивелируется, а экономия остается.

Где приобрести материал для временной дороги?

Во избежание неприятных сюрпризов строительные материалы лучше приобретать у проверенных поставщиков.

Купить вторичный щебень, асфальтовую крошку и множество других стройматериалов можно в «Такси Песок». Мы осуществляем доставку по Москве и Московской области. И конечно, специалисты компании «Такси Песок» всегда готовы проконсультировать вас по вопросу выбора строительных материалов.