Виды песка и его применение в дорожном, гражданском и промышленном строительстве

Песок – это природный сыпучий материал, образующийся при разрушении горных пород из-за воздействия на них окружающей среды (влаги, высоких и низких температур). Он состоит из слюды, полевого шпата, обломков кварца, других горных пород.

Классы и виды песка

По типам залегания и условий образования выделают такие виды песка:

На классы песок делится по модулю крупности (крупнозернистый, глинистый, пылевидный, мм):

  • очень мелкий (1-1,5);
  • мелкий (1,5-2);
  • средний (2-2,5);
  • крупный (2,5 и выше).

Полезные и универсальные свойства этого материала известны уже очень давно, а потому добыча и использование песка человеком масштабны. Так, он применяется:

  • при строительстве жилых домов;
  • зданий и сооружений нежилого назначения, автодорог;
  • как наполнитель для эпоксидных или полиуретановых напольных покрытий;
  • при изготовлении декоративных штукатурок;
  • в ландшафтном дизайне.
Песок используется во многих сферах промышленности
Песок используется во многих сферах промышленности

Однако главная сфера использования песка в производстве – это, конечно же, строительство, где он играет роль заполнителя:

  • всех видов бетонов (легких, тяжелых, силикатных, ячеистых, мелкозернистых);
  • строительных растворов;
  • для покрытий и оснований автодорог, аэродромов;
  • при производстве строительных смесей.

Согласно статистике, наибольшие объемы песка (приблизительно 40 %) приходится на дорожное строительство. Заводы железобетонных изделий потребляют около 25 %, а строительные компании – порядка 20 % песка. Остаток (15 %) распределяется между парковыми хозяйствами, частниками и коммунальными службами.

В строительной промышленности используются в основном речной (или морской) и карьерный песок.

Свойства и сферы применения речного песка

Этот тип песка характеризуется высокой пропускной способностью воды, поэтому он применяется для строительства дренажных систем в фундаментах сооружений, а также как дренаж для очистных сооружений.

В виду низкого содержания примесей, он подходит для изготовления стекла и литейных форм. Песок средней фракции применяется как заполнитель всех видов бетонов, растворов.

В строительных и ремонтных работах он незаменим при:

  • создании стяжек полов;
  • кирпичной кладке;
  • штукатурке и прочих видов работ, где важно отсутствие глины.

Использование горного (карьерного) песка:

  • как заполнителя для бетонов;
  • при строительстве аэродромов и автотрасс;
  • для обратной засыпки фундамента;
  • при изготовлении железобетонных конструкций;
  • при возведении насыпей.

Использование песка в дорожном строительстве

Песок для строительства дорог должен соответствовать требованиям ГОСТ, именно поэтому для подложки дорожного полотна применяется только высококачественный карьерный песок. Причем, фракция материала не должна быть слишком крупной, только тогда можно добиться надлежащего качества работ.

Что касается речного песка, который также может быть применен при строительстве дорог, он не подходит для изготовления подложки асфальтового покрытия из-за слишком мелкого размера зерен. Мелкая фракция не позволяет достичь хорошего сцепления, что влечет за собой «расползание» подложки и, как следствие, разрушение дорожного полотна. Зато речной песок успешно используется в качестве компонента асфальтобетонных смесей.

Морской песок из-за своих свойств почти не используется при строительстве дорог. В его составе слишком много примесей, очистка же песка от них и приведение материала в соответствие со строительными нормами обойдется дорого, что скажется на общей стоимости работ.

Наиболее востребован песок в дорожном сегменте строительной отрасли
Наиболее востребован песок в дорожном сегменте строительной отрасли

Строительство дороги – процесс очень сложный и дорогостоящий, а потому требующий повышенного внимания и тщательного планирования. Поэтому особо ответственно нужно подойти к выбору качественных строительных материалов. В этой связи специалисты советуют не экономить на песке: пусть он будет чуть дороже, зато качественнее. В любом случае это гораздо рентабельнее, чем тратиться впоследствии на ремонт дорожного покрытия.

Назад в раздел