Главное потребительское преимущество вторичных материалов – низкая цена. Поэтому при прокладывании дорог часто используют вторичный щебень и асфальтовую крошку.
Вторичные материалы подходят для временных, подъездных или второстепенных дорог, а также дорог с интенсивностью движения не более 10 000 транспортных средств в сутки.
Вторичный щебень: изготовление и особенности
Вторичный щебень образуется в результате переработки бетона или кирпича. Крупные фрагменты дробят с помощью гидромолота или гидроножниц, затем измельчают в дробилке и сортируют по фракциям.
Асфальтовая крошка: изготовление и особенности
Асфальтовая крошка получается в результате переработки старого дорожного покрытия. Ее изготавливают двумя способами:
- Снимают изношенное дорожное покрытие планировщиком холодного типа. Измельчают до гранул размером 3–5 мм и сразу используют для укладки нового покрытия. При необходимости добавляют битум.
- Снятое дорожное покрытие дробят на крупные фрагменты. Для этого используют валковые дробилки или асфальтовые грануляторы. После дробления материал сортируют по фракциям и используют повторно. Полученная таким способом асфальтовая крошка отличается бо́льшими размерами и меньшей водостойкостью, но обходится дешевле, чем добытая первым способом.
При укладке асфальтовая крошка образует более рыхлую структуру, чем новое дорожное покрытие, но за счет битума способна формировать монолитный слой, выдерживающий механические нагрузки.
Сколько вторичных материалов понадобится для дороги
Структура дорожного покрытия при использовании вторичных материалов:
- Песчаная подушка толщиной 40 см.
- Вторичный щебень фракции 40–70 мм. Толщина слоя – 20 см.
- Вторичный щебень фракции 20–40 мм. Толщина слоя – 10 см.
- Асфальтовая крошка. Толщина слоя – 10 см,
Посчитаем количество вторичных материалов, необходимых для постройки 1 м2 дороги (песчаную подушку в этом случае не принимаем во внимание). Будем учитывать насыпную плотность и коэффициенты уплотнения материалов.
Насыпная плотность – это плотность материала в естественном (неуплотненном) состоянии.
Коэффициентом уплотнения называется отношение фактической плотности материала к максимально возможной. Этот параметр характеризует способность насыпного материала уменьшаться в объеме в результате увеличения плотности.
Для расчетов можно воспользоваться формулой:
M = S × h × ρн × Куп,
где M – количество материала в кг;
S – площадь участка;
h – высота слоя материала;
ρн – насыпная плотность материала;
Куп – коэффициент уплотнения материала.
Подсчитаем количество вторичного щебня фракции 40–70 мм для постройки 1 м2 дороги. Насыпная плотность для материала с различным размером зерен составляет 1 200–1 300 кг/м3. Для крупнофракционного щебня возьмем максимальную величину 1 300 кг/м3. Коэффициент уплотнения щебня такой фракции составляет 1,3. В результате получится:
MЩ1 = 1 × 0,2 × 1 300 × 1,3 = 338 кг
Теперь посчитаем необходимое количество вторичного щебня фракции 20–40 мм. Насыпную плотность примем равной 1 200 кг/м3, а коэффициент уплотнения – 1,1. В результате получится:
MЩ2 = 1 × 0,2 × 1 200 × 1,1 = 264 кг
Произведем аналогичный расчет для асфальтной крошки. Ее насыпная плотность в зависимости от размера гранул варьируется в пределах 1 500–1 900 кг/м3. Примем ее равной 1 700 кг/м3, а коэффициент уплотнения при укатке катком – 2.
MА = 1 × 0,2 × 1 700 × 2 = 680 кг
Полученные цифры можно перевести в м3. Итоговый результат будет таким:
Вторичный материал |
Количество материала, необходимое для постройки 1 м2 дороги |
|
кг |
м3 |
|
Щебень фракции 40–70 мм |
338 |
0,26 |
Щебень фракции 20–40 мм |
264 |
0,22 |
Асфальтовая крошка |
680 |
0,4 |