Сложный выбор: химические противогололедные реагенты или дорожная соль

Зимний гололед одинаково опасен как для водителей, так и для пешеходов. Он становится причиной дорожных аварий и серьезных травм. Для борьбы с этим явлением используются противогололедные реагенты.

Гололед является причиной многих автомобильных аварий
Гололед является причиной многих автомобильных аварий

Виды противогололедных реагентов

Все существующие средства для борьбы с гололедом можно разделить на две большие группы. К первой относятся препараты, созданные искусственным путем. Чаще всего для их изготовления применяются хлориды металлов (кальция, натрия или магния). Реже такие средства изготавливаются на основе нитратов, карбамидов или ацетатов. Вторую группу составляют естественные реагенты. Она объединяет дорожную соль, гранитную крошку, песок или его смесь с солью.

Особенности применения реагентов

По агрегатному состоянию противогололедные средства делятся на жидкие и гранулированные. Их общим свойством является снижение температуры таяния льда или снега. При этом жидкие препараты применяются при температуре -5°С и ниже до выпадения осадков, поскольку при их попадании на уже образованную ледяную корку на некоторое время возрастает аварийность. Ситуация становится вновь полностью управляемой после полного растворения льда. Жидкие реагенты удобны для обработки больших площадей.

Гранулированные средства допускается применять во время выпадения снега и температуре около 0° С. Они не требуют использования специальной техники. При попадании реагента на снег или лед он начинает поглощать влагу и переходит в жидкое состояние. Этот процесс сопровождается выделением тепла, которое способствует таянию снега или льда.

Главное назначение противогололедных реагентов – обеспечить безопасность движения
Главное назначение противогололедных реагентов – обеспечить безопасность движения

Общие свойства реагентов

Противогололедные средства должны обладать следующими свойствами:

  • низкой коррозионной активностью по отношению к металлу и конструкциям из бетона;
  • экологической безопасностью;
  • отсутствием отрицательного влияния на кожу, резину, дорожное покрытие или зеленые насаждения;
  • способностью эффективно плавить лед или снег и снижать температуру замерзания воды.

Не каждый реагент можно использовать на городских улицах. Например, ацетаты подходят только для хорошо проветриваемых территорий.

Характеристики реагентов

В настоящее время существует много различных средств для борьбы со снегом и льдом:

  • Айсмелт можно смело отнести к разряду популярных. Это гранулированный многокомпонентный препарат, в состав которого входит 75-85% хлористого натрия и 15-25% хлористого кальция. Он чаще всего применяется при температуре до -20°С. К преимуществам айсмелта следует отнести отсутствие в его составе тяжелых металлов. Он не оставляет следов на асфальте и не вреден для растений. При его использовании следует соблюдать следующие нормы расхода:

Температура, °С

Расход, г/м2

До -4

20

До -8

40

До -12

50

До -16

60

До -20

70

  • Часто используется хлористый кальций. Он относится к гранулированному виду и предназначен для обработки дорог и тротуаров. Препарат отличается высокой плавящей способностью и низкой коррозионной активностью. Он не разрушает бетонное покрытие и его можно использовать до -34° С, соблюдая следующие нормы расхода:

Температура, °С

Расход, г/м2

До -4

15

До -8

35

До -12

45

До -16

55

До -20

65

  • Хлористый натрий больше известен под названием «техническая соль». Существует определенная зависимость его количества, необходимого для расплавления 1 г льда, от температуры:

Температура, °С

Расход, г

До -2

0,04

До -5

0,08

До -10

0,16

До -20

0,285

  • Суммарно на 1 м2 льда при его толщине 1 мм требуется 50-150 г дорожной соли. Ее основными преимуществами является низкая цена и хорошая эффективность при температуре до -15° С. При этом хлористый натрий вреден для обуви.
  • Модифицированный хлористый кальций является жидким препаратом. Он прекрасно проявил себя при температурах до -35° С, но при этом срок действия средства не более 3 часов. Помимо этого, препарат снижает коэффициент сцепления колес с асфальтом, действует разрушающе на обувь и способен вызывать аллергические реакции.
  • В состав бишофита входит порядка 70 элементов. Основными являются хлорид магния, кремний, железо, бром и йод. Он безопасен для живых организмов, не вредит обуви, но обладает коррозионными свойствами.

При выборе химического средства основное внимание следует обращать на его безопасность не только для автомобилей и дорожного покрытия, но и живых организмов или сооружений из бетона.