Дорожный бордюр своими руками

Дорожные бордюры отделяют проезжую часть от тротуара. Но сегодня их используют не только в дорожном строительстве. Все чаще с их помощью организовывают внутридворовые проезды, дорожки и детские площадки, а в ландшафтном дизайне выделяют зоны. Объясняется это многими факторами:

  • такие бордюры для нужд дорожного строительства массово выпускаются на заводах, что положительно сказывается на их стоимости;
  • изначально их делают с помощью вибропрессования, то есть они предназначены для эксплуатации в более суровых условиях, поэтому во дворе или на частном участке они могут стоять очень долго, не требуя замены;
  • работы по установке готового и стандартного бордюрного камня не занимают много времени и не требуют специальной квалификации.
Дорожные бордюры не так дороги и очень распространены
Дорожный бордюр

Подготовка

Работы начинаются с разметки. Для этого используются колышки и толстая, хорошо видимая веревка. К этому времени все земельные работы обычно уже завершены. Если нет, рекомендуется максимально выровнять участок, на котором необходимо установить бордюр. На этом подготовка поверхности закончена. Следующий этап подготовительных работ – это копка траншеи. Для установки дорожного камня обычно применяется ширина примерно 30–40 см. Глубина равна высоте камня.

Примерка дорожного бордюра
Примерка дорожного бордюра

Для дальнейших работ ее дно требуется плотно утрамбовать. Сделать это можно даже с помощью обычного бревна. Затем в траншею засыпают щебень. Используется камень одной из мелких фракций. Он тоже очень плотно трамбуется, желательно пройтись несколько раз. Таким же образом трамбуется и следующий слой, на этот раз – песочный. Песок можно немного смачивать. Процесс напоминает формирование подушки при цементировании фундамента. Толщина такой подушки – примерно 20 % от глубины траншеи. Все эти слои очень важно распределить равномерно по всей длине траншеи. Это имеет большое значение для дальнейшей установки.

Установка бордюра

После того как траншея полностью готова, переходят непосредственно к установке. Для этого бордюр необходимо предварительно примерить. Его устанавливают аккуратно, чтобы не срыть слой песка. С помощью колышков и веревки все камни необходимо установить примерно на одном уровне. Небольшие перекосы можно игнорировать. Если перекос окажется слишком большим, подсыпают немного песка, утрамбовав его. Затем бордюры достают и кладут рядом в том же порядке, как и примеряли.

Выравнивание дорожного бордюра
Выравнивание дорожного бордюра
Подготовка бетонного раствора проходит по тем же правилам, что и для фундамента. Он состоит из трех главных компонентов: песка, цемента и щебня в соотношении 2:1:4. Разве что требование к их качеству все же пониже. Использование цемента не ниже М400 не так принципиально. К содержанию глины в песке тоже относятся мягче. Допускается использование лещадного щебня. Однако надо понимать, что все это снижает качество бетона и срок эксплуатации бордюров.
Дорожный бордюр
Дорожный бордюр

Полученный бетонный раствор засыпается в траншею примерно на треть от ее первоначальной глубины. После этого дорожный бордюр устанавливается снова. В этот раз происходит точное выравнивание камня с помощью веревки и линейки-уровня. Пока бетон еще не застыл, камни немного «плывут», поэтому подогнать их можно обычной резиновой киянкой – молотком, который используется для укладки кирпича и тротуарной плитки.

Камни ставят плотно, чтобы уменьшить щели. Иногда их все же промазывают раствором, чтобы увеличить общую прочность. Остальное пространство между бордюром и землей траншеи тоже заполняется раствором. Если щели все же остались, туда засыпают сухую смесь цемента и песка в пропорции один к двум и заливают водой. Теперь остается только огородить участок работ, чтобы камни никто не сдвинул. Застывать раствор будет еще несколько дней.

Назад в раздел