Без какой спецтехники не обойтись во время строительства?

Строительные работы без спецтехники невозможно себе представить. Возвести даже самый простой небольшой частный дом без ее использования будет очень проблематично, если не сказать невозможно. Потребуются хотя бы экскаваторы и самосвалы, чтобы просто расчистить участок и подготовить котлован для фундамента, а также погрузчики, чтобы доставлять стройматериалы в нужное место.

Перевозка древесины при строительстве Беломорканала (1931–1933 гг.)
Такой заменитель строительной техники использовался при прокладке Беломорканала (1931–1933 гг.)

Виды строительной техники

Есть строительная техника, без которой иногда можно и обойтись. К примеру, башенный кран будет необходим, только если строится высотное сооружение; автобетономешалка потребуется для изготовления большого количества бетона, что нужно далеко не всегда. Но есть такие виды техники, без которых строительство (даже самое маленькое) станет настоящей проблемой.

В Древнем мире (Египет, Греция, Рим, Китай и другие) строительная техника собиралась прямо на месте строительства и разбиралась после того, как переставала быть нужной.
Строительство виадука (Древний Рим)
Примерно так могло выглядеть строительство виадука в Древнем Риме (виадук – это древний аналог моста над дорогой)

Самосвал

Самосвалы используются для транспортировки сыпучих строительных материалов. Их главная особенность состоит в возможности разгружаться с помощью простого наклона кузова. Разновидность самосвала определяют по типу выгрузки, кузова и по стороне его наклона.

  • Тип выгрузки бывает естественный и принудительный. В первом случае кузов просто наклоняется в ту или иную сторону, и груз высыпается на землю. Во втором случае груз выталкивается из кузова принудительно, при помощи встроенного дополнительного оборудования. Самый простой пример такой системы – это специальная платформа, ширина и высота которой соответствуют размеру кузова. Она движется определенным образом и выталкивает груз. В обоих случаях используется гидравлическая система, которая выгодно отличается от любой другой своей мощностью, простотой обслуживания и эффективностью.
Система принудительной выгрузки на самосвале
Система принудительной выгрузки на самосвале
  • Типы кузова подразделяются на бункер и платформу. Оба варианта могут быть съезжающими, то есть отделяться от самого самосвала. Бункеры отлично подходят именно для транспортировки сыпучих материалов и используются в строительстве чаще всего. Платформы предпочтительнее для транспортировки грузов, к примеру бетонных перекрытий, на большие дистанции.
  • Сторона наклона кузова самосвала на самом деле особой роли не играет. При строительстве, как крупном, так и мелком, обычно хватает места для складирования строительных материалов. В любом случае, этот вид классификации подразумевает возможность самосвала перевернуть кузов строго назад, влево или вправо.
На фото – два самосвала с разными сторонами наклона кузова
Слева – стандартная система наклона кузова назад. Справа – система наклона кузова вбок

Экскаватор

Благодаря наличию ковша эта строительная техника способна как перегружать материалы из одного места в другое (к примеру, с земли в кузов самосвала), так и рыть большие ямы, в том числе котлованы под фундамент.

Все экскаваторы делятся на четыре подгруппы: по характеристикам силового оборудования (проще говоря – по принципу работы ковша), по назначению, по особенностям работы и по ходовой части.

  • Силовое оборудование бывает гидравлическим, пневматическим и электрическим. Электрическое отличается высокой скоростью подготовки к работе, чистотой, но оно сложно в эксплуатации, требует больших энергозатрат и зачастую не выдает нужную мощность. Примерно то же самое можно сказать и о пневматической системе, которая в основном используется в тех случаях, когда применение электродвигателей слишком опасно (поблизости расположены взрывоопасные материалы).

Чаще всего, особенно на стройках, используется гидравлический привод, который отличается небольшими размерами, высокой мощностью и, что самое главное, плавностью работы. Нет рывков, характерных для других типов приводов.

Один из первых экскаваторов, изобретенный в 1836 году Уильямом Отисом (США), работал на пару. Сейчас подобное силовое оборудование не используется.
На фото – памятник паровому экскаватору «Ковровец»
Памятник советскому экскаватору «Ковровец», который производился с 1930 по 1934 годы
  • По назначению экскаваторы бывают строительными, карьерными, шахтными и вскрышными. Для строительства используется первая вариация, что логично следует из ее названия. Карьерный экскаватор отличается большим размером, а шахтный, наоборот, сделан максимально компактным, чтобы мог эффективно работать под землей. Вскрышной экскаватор используется в сфере добычи полезных ископаемых.
Вскрышной экскаватор получил свое название благодаря особому принципу работы. Он «вскрывает» почву, убирает всю горную породу, чтобы можно было разрабатывать полезные ископаемые открытым (дешевым) способом. Отличается большими размерами и длинной стрелой с ковшом, которая позволяет обрабатывать значительную площадь без перемещения.
  • По особенностям работы экскаваторы делятся на цикличные, непрерывные и всасывающие. Цикличные – это обычные экскаваторы, знакомые большинству людей, с одним ковшом. Именно они и используются в строительстве чаще всего. Цикличность заключается в том, что машина захватывает грунт, высыпает его и повторяет цикл. Экскаваторы непрерывного действия оснащаются одновременно большим количеством ковшей, которые работают по принципу конвейера. Ковши один за другим зачерпывают грунт и на конвейерной ленте «уезжают» назад, выгружая его с противоположной стороны ленты. Всасывающие экскаваторы вместо ковша оснащаются насосом. Они используются для добычи, к примеру, речного песка из-под воды.
На фото – детская горка-экскаватор в Нескучном саду (Москва)
Экскаватор на детской площадке? Нет! Это горка в Нескучном саду (Москва), выполненная в такой необычной форме
  • По ходовой части экскаваторы разделяются, условно, на гусеничные, пневмоколесные, рельсовые и плавающие. Бывают еще гибридные варианты и узкоспециализированные. Гусеничные экскаваторы отличаются повышенной устойчивостью, но небольшой скоростью. Используются при добыче полезных ископаемых или во время крупномасштабного строительства, где нужно передвигаться только в пределах стройплощадки. Пневмоколесные вариации используются практически везде. Особенно востребован этот вариант при частном строительстве и любых других, не слишком продолжительных работах (к примеру, если нужно просто вырыть глубокую яму под уличный туалет или компостную кучу). Экскаватор с пневмоколесной ходовой частью выгодно отличается высокой скоростью перемещения, устойчивостью, плавностью хода и простотой эксплуатации. Рельсовые экскаваторы, как следует из названия, используются на железной дороге. Чаще всего – для ее прокладки или демонтажа. Плавающие машины востребованы, в первую очередь, при добыче полезных ископаемых со дна водоемов. Самый простой пример – добыча речного песка. Гибридные и специализированные вариации ходовой части используются реже всего. К примеру, экскаватор может иметь одновременно рельсовую и пневмоколесную ходовые части. До места работ он будет добираться по железной дороге, после чего станет на колеса и начнет выполнять свои функции. Самый простой пример специализированной ходовой части – шагающие экскаваторы, способные работать в таких условиях, где неудобно или невозможно использовать более классические гусеницы или колеса.
Самый большой экскаватор в мире

Экскаватор-погрузчик

Это разновидность экскаватора, которая обладает двумя ковшами – спереди и сзади. Один – вполне стандартный для экскаватора, может выполнять все его функции, к примеру – копать ямы. Второй ковш обладает большими размерами и похож на отвал бульдозера (но в отличие от него, может высоко подниматься). Он применяется для выравнивания площадок и для погрузочно-разгрузочных работ. В качестве силового оборудования используется гидравлическая система, о преимуществах которой уже было сказано.

Обычно эти машины оснащены пневмоколесной ходовой частью, хотя встречаются и гусеничные варианты. Благодаря своим особенностям (в частности – из-за двух ковшей) экскаваторы-погрузчики считаются универсальной техникой, незаменимой во многих ситуациях, в том числе во время строительства, земельных или дорожных работ, при рытье котлованов и так далее.

На фото – экскаватор-погрузчик
Задний ковш экскаватора, несмотря на свои размеры, может очень компактно складываться

Погрузчик

Погрузчики также имеют несколько разновидностей. По типу действия их можно разделить на цикличные и непрерывные. Непрерывные вариации используются обычно на производстве. Самый простой пример – конвейерная лента, которая также считается погрузчиком. В строительстве применяют погрузчики цикличного типа, среди которых особо следует выделить вилочный погрузчик. Если экскаватор-погрузчик удобно использовать для погрузки и выгрузки сыпучих материалов, то обычный вилочный погрузчик больше подходит для погрузки или выгрузки кирпича, мешков с цементом на поддонах, штабелей кафеля и других несыпучих материалов.

Для масштабного и длительного строительства, возможно, лучше обзавестись собственной строительной техникой. Однако стоит учесть, что ее содержание требует не только затрат на ремонт и ГСМ, но и наличия автобазы. Для частного лица или небольшой строительной организации наиболее выгодным вариантом станет аренда строительной техники, которую предлагает компания «Такси Песок».

В ролике вы сможете увидеть, чем занимаются водители погрузчиков в свободное от строительства время